Велосипедисты Перми Главная страница Написать письмо Карта сайта
Мероприятия Отчеты Маршруты Форум Люди Статьи и обзоры Магазины О сайте
reports
Поиск:  
 

28.05.2005

28.05 - 03.06.2005 Европа - Азия (часть 1)

   Отчет о велопоходе 1 категории сложности, совершенном  группой туристов из г.Пермь по маршруту:  г.Пермь – ст. Теплая Гора – п. Косья – п. Ст.Ляля – п. Павда – п.Кытлым – г.Кизел - г.Пермь

 

   Вид туризма – велосипедный.
   Район путешествия – Средний Урал.
   Категория сложности – 1.
   Протяженность – 340 км.
   Продолжительность – 7 дней.

   Цели и задачи похода

   1. Ознакомиться с относительно новым для нас видом туризма.
   2. Разведка дорог на границе Пермской и Свердловской областей в районе Среднего Урала для составления маршрутов будущих велопоходов.
   3. Осмотр достопримечательностей и интересных туристских объектов.
   4. Активный отдых.

   1. Сведения об участниках.

Фамилия, Имя
Год рождения
Опыт в велотуризме
Опыт в других видах туризма
Велосипед
Обязанность в походе
Багдонас Павел
1966
ПВД
4 к.с.

Merida Kalahari 590

Руководитель, штурман

Леснов Андрей
1960
ПВД
3 к.с.

Univega Sport Alpina

Завхоз
Нигматуллин Анвар
1947
ПВД
3 к.с.

GT Avalanche 1.0

Реммастер


   2. Сведения о районе похода и общая характеристика маршрута.

   Маршрут проходит в районе Среднего Урала, вблизи границы «Европа-Азия», в Пермской и Свердловской областях. Начинается он в Пермской области (в Европе), затем переходит в Свердловскую (в Азию), затем обратно в Пермскую область (соотвественно, назад в Европу). Активная часть маршрута начинается на ст.Теплая Гора железнодорожной ветки Чусовская-Кушва, а заканчивается на ст.Кизел ветки Чусовская-Соликамск. Впрочем, маршрут может быть пройден и в обратном напралении. До обеих этих станций можно добраться на электропоездах из Перми.
   Средний Урал считается наиболее пониженной частью Уральских гор, однако, если в южной части Среднего Урала гор практически нет, то в его северной части, куда тяготеет данный маршрут, уже начинают появляться отдельные вершины, такие, как Конжаковский камень, Косьвинский камень, что делает местность более пересеченной, и, соответственно, более интересной в туристском плане. Маршрут был составлен так, что он начинается с более легкого участка, проходящего по слабопересеченной местности с дорогами преимущественно с гравийным покрытием. К концу же похода местность становится более пересеченной, а дороги более труднопроезжаемы. Населенность также уменьшается от начала маршрута к концу, но вместе с тем остается достаточной, чтобы осуществить аварийный выход с маршрута, а также дает возможность в пути пополнять запас продуктов, а не везти их из дома на весь поход. Таким образом, аварийный выход с маршрута можно осуществить в населенных пунктах Косья, Ис, Старая Ляля, Павда, Кытлым. В них же можно пополнить запасы продуктов.
   Маршрут проходит преимущественно по гравийным и каменисто-грунтовым дорогам. Асфальтированных участков дорог в общей сложности всего около 40 км. В целом, дороги в Свердловской области по качеству лучше, чем в Пермской. Это отчасти обусловлено тем, что почвы в Пермской области более глинистые. Можно сказать, что дороги на всем маршруте проезжаемы во время и после дождя, за исключением, может быть, отдельных участков, где возможно налипание глины на колеса и их блокирование (например, в районе д.Семеновка).
   Лучшее время для путешествия – июнь-август. В мае еще не до конца растаял снег в горах и поэтому на дорогах много воды и высокий уровень бродов. Так, наш поход, в силу обстоятельств, проходил в конце мая и мы столкнулись с одним непроходимым бродом через р.Косьва (пришлось воспользоваться помощью рыбаков, которые нас перевезли). Кроме того, в мае, а также в сентябре, ночные температуры опускаются до 0 градусов и ниже. В нашем случае, при движении через перевал шел дождь со снегом. Также надо отметить, что в августе-сентябре на Среднем Урале часто бывают затяжные дожди, которые могут идти 1-3 дня с небольшими перерывами, поэтому желательно брать с собой полностью непромокаемую одежду и сапоги. В мае-июне в лесах много клещей, особенно в южной части маршрута, поэтому рекомендуется перед походом поставить прививки от энцефалита. Июль – наиболее теплый, даже жаркий месяц. Однако в сильную жару на велосипеде ехать тяжело, пот заливает глаза, и, кроме того, свирепствуют кровососы (слепни, оводы, комары), отгонять которых при езде на велосипеде обычно не удается, поскольку руки заняты. В этот период целесообразно использовать накомарник.
   Что касается диких животных и птиц, то можно сказать, что еще не все они истреблены охотниками. Так, нам не по разу в день дорогу перебегали зайцы. Также мы видели куниц, лося, тетеревов, глухарей и даже медведя. В реках, со слов местных жителей, неплохо ловится рыба. Так, например, в р.Косьва все еще встречается хариус до 1кг весом и даже таймень. В связи с этим, при проведении похода в летние месяцы, а также в сентябре, можно разнообразить походный рацион при помощи рыбалки (р.Косьва, Ляля, Ис, Кушва).     
   При благоприятной погоде, в июле-августе, в лесах можно набрать грибы и ягоды.


Увеличить Увеличить

  

   Среди интересных туристских объектов можно отметить г. Колпаки близ пос. Промысла, г.Конжаковский Камень, г.Косьвинский Камень, г.Третий Бугор и г.Колпак близ пос.Кытлым, г.Качканар, на которые при желании можно совершить восхождения. К любопытным объектам можно также отнести бывшие (ныне заброшенные) поселения заключенных в Усть-Тыпыле и Верх-Косьве. На протяжении маршрута два раза пересекается граница «Европа-Азия», отмеченная специальными знаками. К сожалению, знак около г.Колпаки разрушен вандалами. При желании можно также сделать небольшую (несколько км) радиальную поездку из пос.Промысла на восток, в сторону Свердловской области, где также есть недавно поставленный знак. В пос.Кытлым можно ознакомиться с работой драги.
   Локальные препятствия на маршруте – это в основном броды, высота которых зависит от сезона и погоды. После дождей уровень воды в реках может значительно подняться. В нашем походе, из-за прошедших накануне дождей, один брод через Косьву, оказался для нас непроходим. Также на участке Павда - Кытлым встретились две лесосеки, по одной из которых движение сильно затруднено, а по другой на велосипеде вообще невозможно.

 

Увеличить Увеличить

  

   Ориентирование на маршруте не представляет трудности, за исключением двух участков. Первый – это район газокомпрессорной станции на месте бывшего поселка Нясьма. На карте данный объект не обозначен. Чтобы попасть на газопровод, нужно обходить территорию ГКС с востока, по возможности используя просеки и технологические дороги. Нам это удалось благодаря GPS-навигатору с загруженной картой и спутниковым фотоснимкам, которые можно найти в Интернете. Можно также избежать данного участка, проложив маршрут на Ст.Лялю через пос.Ис и пос.Черничный, что немного удлиняет путь, но в итоге может даже сократить его по времени. Второй участок – от Усть-Тылая до Усть-Тыпыла, где дорога на протяжении 7 км идет непосредственно по середине реки, по отвалам драги, а не так, как нарисовано на карте (по левому берегу на одних картах, по правому – на других).
   Места для стоянок на маршруте найти можно, хотя на некоторых участках это бывает затруднительно.


   3. График движения группы.


День пути
Участок
Ходовое время
Километраж
Средняя скорость
Ходовое время за день
Дневной километраж
1
Т.Гора-г.Колпаки
1:20
15
11,3
2:35
29
Г.Колпаки-р.Выя
1:15
14
11,2
2
Р.Выя-обед (близ д.Шуркино)
2:30
35
14
6:40
80
Обед-ГКС «Нясьма»
1:55
25
13,6
ГКС»Нясьма»-п.Старая Ляля
2:15
20
9,8
3
Ст.Ляля-Павда
3:00
37
12,3
6:20
57
Павда-р.Кушвянка
3:20
20
6
4
Р.Кушвянка-перевал
1:50
11
6
1:50
11
5
Перевал-Кытлым
1:10
8,5
7,3
7:10
45
Кытлым-ночевка на р.Косьва
6:00
36,5
6,1
6
Ночевка-Усть-Тыпыл
0:40
7
10,5
6:40
61
Усть-Тыпыл-обед
1:20
11
8,3
Обед-д.Гашковка
4:40
43
9,2
7
Д.Гашковка-г.Кизел
5:00
53
10,6
5:00
53

   4. Техническое описание маршрута.

Участок
Протяжен-
ность, км
Характер дороги
Локальные препятствия
Описание. Интересные объекты.
п.Теплая Гора – п.Промысла
9
Асфальт
 

Участок новой, недавно построенной автодороги Т.Гора – Свердловская область. Асфальт еще не успели разбить. Интенсивность движения низкая. В атласах Пермской и Свердловской областей дорога не отражена. Пересекает р.Койва, около моста можно найти место для стоянки. В начале поселка Промысла нужно сворачивать налево на грунтовую дорогу, ведущую к п.Медведка и п.Косья.

п.Промысла –отворот на п.Медведка
9
Грунтово-гравийная
 

Участок проходит по среднепересеченной местности с преобладающим подъемом. Общий набор высоты около 200 м. В 6 км от п.Промысла дорога подходит по подножию г.Колпаки. Рекомендуется совершить восхождение. Ориентир начала тропы – у дороги навес и отворот направо. На вершине горы – выходы скал, на которых оборудована смотровая площадка, откуда в хорошую погоду видна гора Качканар. Подъем от дороги и спуск занимает 40 минут.

Отворот на Медведку – п.Косья
27
Грунтово-гравийная

Брод через р.Выя (глубина 0,3-0,4 м)

Участок проходит по слабопересеченной местности.На развилке Медведка –Косья останки разрушенного знака «Европа-Азия», после которого нужно свернуть направо, на Косью. Дорога становится менее наезженной, а через несколько километров, после отворота направо (ехать нужно прямо) – совсем заброшенной, но вполне проезжей для велосипеда. После брода через р.Выя справа примыкает гравийка, после чего дорога опять становится наезженной. Перед п.Косья открывается вид на г.Качканар. При желании можно совершить восхождение, которое можно начать в ур.Утянка, на которое есть отворот (обозначен на карте), либо от п.Косья. Места возможных стоянок – р.Выя (прямо на дороге), р.Косья (на берегу пруда), ур.Утянка(на берегу р.Косья).

П.Косья – отворот на Нясьму.
23

Хорошо укатанная гравийная

 

Дорога идет по живописной долине р.Ис, в прошлом изрытой драгой и пересекает ее (реку) в двух местах.. В п.Косья – участок асфальта длиной в 1 км. Из пос. Косья ходит рейсовый автобус до гор.Нижняя Тура. По мере приближения к пос.Ис интенсивность движения увеличивается, но все равно остается достаточно низкой. Участок слабопересеченный.

Отворот на ГКС «Нясьма» - ГКС «Нясьма»-газопровод
24

Асфальт очень хорошего качества

Обход ГКС по лесу, сложно ориентироваться. Брод р.М.Нясьма (0,2-0,3 м).

Не доезжая 4 км до пос.Ис – отворот налево на газокомпрессорную станцию, расположенную вблизи бывшего пос. Нясьма. Дорога тупиковая, ведет на ГКС, поэтому интенсивность движения крайне низкая. Не доезжая 200 м до ворот газокомпрессорной станции, нужно свернуть направо и обойти ее по границе территории, используя по возможности технологические дороги, (См. Дневник похода.) с целью выхода на газопровод. Как вариант – проехать по маршруту Ис-Черничный- Ст.Ляля, не заезжая на ГКС «Нясьма» (этот путь ненамного длиннее).

Газопровод – пос. Ст.Ляля
16

Хорошо укатанная гравийная

 

Дорога идет по просеке газопровода (ширина просеки 150 м), очень хорошая гравийка, ровная, с мелким гравием, укатанная. Местность слабопересеченная. Соединяет пос. Ст.Ляля с ГКС. Не доходя 1 км до р.Ляля, сворачивает в лес и выходит в поселок Ст.Ляля. Мест для стоянки вдоль нее нет. На ночлег можно встать, свернув на окраине поселка налево, вниз к реке. Движения практически нет (встретился только один автомобиль).

п.Ст.Ляля – пос. Павда
37
10 км – асфальт
26 км – хорошая гравийная
 

Интенсивность движения низкая. Дорога идет на удалении 1-3 км от р.Ляля, по слабопересеченой местности. Места для стоянок найти при желании можно. В пос. Ст.Ляля и в пос. Павда есть магазины, можно купить хлеб и другие продукты. В Ст. Ляле привлекает внимание сквер с бюстами выдающихся личностей. Здесь нужно повернуть налево, затем переехать реку по мосту, и, поднимаясь в гору, выехать на дорогу Н.Ляля – Павда.

пос. Павда – пос. Кытлым
40
Грунтово-гравийно-
каменистая

Несколько мелких бродов, лесосека, перевал н/к h=650 м.

Брод (мелкий).

Один из самых интересных участков, проходит по среднепересеченной местности. Дорога Павда – Кытлым заброшенная, идет по живописному лесу. Большие лужи во всю ширину дороги с твердым дном. Лучше проезжать прямо по луже. Несколько мелких бродов через р.Березовая и ее притоки и через притоки р.Кушва.. Старые мосты через них разрушены. Временами ручьи бегут прямо по дороге (в середине лета, вероятно, пересыхают). Через 10 км после п.Павда дорога пересекает газопровод, после которого участок очень плохой дороги (300-500 м), разбитой тракторами, идущей по действующей лесосеке. Передвигаться удается только пешком, да и то с большим трудом. На спуске к р.Кушвянка крупные камни, приходится тормозить. После пересечения р.Кушвянка (есть мост) подъем на перевал (набор высоты 290м на 6,5 км пути). С перевала можно сходить на г.Колпак (Н=955м) и г.Третий Бугор (Н=1060м), с которых открывается красивый вид на массив г.Конжаковский Камень и на г.Косьвинский Камень. На спуске с перевала, у истока р.Березовка, есть место для стоянки. Также места для стоянок есть около р.Кушвянка. На спуске с перевала много крупных камней, вынуждающих тормозить. Перед пос.Кытлым – брод через р.Лобва (0,2-0,4 м). В поселке есть магазины, можно купить хлеб и другие продукты, поскольку до конца маршрута населенных пунктов больше нет. Связан автобусным сообщением с городом Карпинск. Близ поселка работает драга, в результате работы которой вся долина р.Лобва перерыта. При наличии времени и желании можно совершить радиальный выход на г.Конжаковский Камень (выезд из Кытлыма в направлении Карпинска 5км до р.Катышер, оттуда маркированная тропа 21 км до вершины).

Пос. Кытлым – Усть-Тылай
26
Гравийно-каменистая
 

Участок проходит по пересеченной местности. Первая половина – подъем по подножию г. Косьвинский камень (общий набор высоты – 300 м на участке 9 км), затем спуск в долину р.Косьва. На перевале (Н=700м) установлен знак «Европа-Азия». Дорога выходит из п.Кытлым в юго-западном направлении (лучше уточнить у местных жителей), далее идет по отвалам, оставшимся в результате работы драги и через 500 м нужно свернуть направо. Впрочем, если не сворачивая проехать прямо, то также выедешь на место бывшей дер.Усть-Тылай, но другой, «нижней» (по терминологии местных жителей) и менее живописной дорогой. «Верхняя» дорога, по которой мы ехали, немного короче, но идет по более пересеченной местности и поэтому ей практически не пользуются.. В результате ручьями вымывается мелкая фракция гравия и остаются крупные камни, затрудняющие движение на велосипеде. На спуске приходится тормозить. При желании можно совершить восхождение на г.Косьвинский камень (Н=1519 м). Кратчайшее расстояние от дороги до вершины – около 4 км по прямой.

Усть-Тылай-
Усть-Тыпыл
17
Грунтово-гравийная

Броды (общее кол-во – 11)

Около бывшей д.Усть-Тылай – брод через р.Косьва (0,5 м). Далее на протяжении 9 км дорога идет практически по реке, по отвалам, оставшимся от работы драги. (В настоящее время драги здесь нет), многократно пересекая русло и протоки. Глубина бродов зависит от уровня воды, дно галечниковое. В нашем случае один из бродов (по счету 4-й) оказался непроходим ввиду сильного течения и достаточной глубины (около 1м) и поэтому нам пришлось воспользоваться помощью рыбаков, которые перевезли нас на лодке и автомобиле ГАЗ-66. Остальные броды имели глубину от 0,3 до 0,7 м. Через 9 км от Усть-Тылая, после последнего (10-го по счету) брода через Косьву дорога отходит от реки и вновь приближается около заброшенного пос.Усть-Тыпыл или Лесоучасток, где ранее находилось вольное поселение заключенных. Здесь еще один брод через р.Тыпыл (глубина 0,7 м), около разрушенного моста. Ширина реки 50 м, переходить надо наискосок-вниз по течению, ориентируясь на следы машин, с отмели на отмель.

Усть-Тыпыл – Верх.Кось-ва
19
Грунтово-гравийная
 

Усть-Тыпыл и Верхняя Косьва – бывшие вольные поселения заключенных, в настоящее время заброшены. Дорога от Усть-Тыпыла до В.Косьвы идет по живописной долине р.Косьвы, несколько раз подходя близко к реке, в районе Косьвинских порогов, которые в летний период представляют из себя шиверы. Поскольку дорога давно не ремонтировалась, то почти все мосты через ручьи и канавы на ней частично или полностью разрушены, однако автомобили повышенной проходимости проезжают. С дороги открываются красивые виды на Косьву.

Верх.Косьва – п.Северный Коспашский
74
Грунтово-гравийная
 

Участок малоинтересный, проходит по пересеченной местности с затяжными подъемами и спусками. Деревни Гашковка и Семеновка – нежилые. Почти все мосты через ручьи и канавы частично или полностью разрушены. Мост через р.Няр в д.Семеновка – на велосипеде проезжается, а автомобили идут вброд. В районе Семеновки дорога с примесью глины, после дождя могут забиваться грязью колеса велосипеда.

п.Северный Коспашский –г.Кизел
15
Брусчатка
 

Несмотря на твердое покрытие, ехать по этой дороге хуже, чем по гравийной, поскольку по брусчатке на велосипеде ехать невозможно, а обочина очень плохая. Дорога идет через пос. Центральный Коспашский. Затяжной подъем по брусчатке от пос. Центральный Коспашский до Кизела.

 
   5. Перечень снаряжения.
   5.1. Групповое

 
Наименование
Количество
1
Палатка 3-местная
1
2
Котлы
2
3
Костровой набор
1
4
Топор
1
5
Тент п/э
2
6

GPS-навигатор, компас и комплект карт.

1
7
Фонари
2
8
Фотоаппарат
1
9
Медаптечка
1
10
Ремнабор:
Камера 26”
3 шт.
Велоаптечка
2 компл.
Тормозные колодки
4 пары
Смазка жидкая в аэрозольной упаковке
2 баллона
Смазка густая
1 тюбик
Набор ключей
2 набора
Плоскогубцы
1 шт.
Отвертки разные
3 шт.
Винты, гайки, шайбы
1 набор

   5.2. Личное снаряжение – стандартное.

Часть 2

назад

 

Меню

 Велоклуб Мост

 Владимир Хромин





Appsmakerstore

Мобильное приложение Velo.Perm.ru
создано на Appsmakerstore

Новости Перми и Пермского края



Velo.Perm.ru


    Экстремальный портал VVV.RU  

 

© Велосипедисты Перми, 2006—2018
Разработка Сайт-мастер