Велосипедисты Перми Главная страница Написать письмо Карта сайта
Мероприятия Отчеты Маршруты Форум Люди Статьи и обзоры Магазины О сайте
reports
Поиск:  
 

28.05.2005

28.05 - 03.06.2005 Европа - Азия (часть 2)

   6. Итоги. Выводы. Рекомендации.

   Маршрут оказался интересным как в познавательном, и как и в техническом отношении и может быть рекомендован для повторения либо усовершенствования (увеличения сложности и протяженности). Район путешествия выбран удачно. Дорожная сеть достаточно развитая (учитывая лесовозные и лесные дороги), но вместе с тем интенсивность движения довольно низкая, а кое-где и вообще отсутствует.
   Маршрут пройден в намеченные сроки и без существенных поломок велосипедов: за все время похода сломалось переднее крыло на одном из велосипедов (отремонтировано с помощью пластиковой бутылки), во время дождя отказал датчик велокомпьютера (просушен и перевернут на 180 градусов так, чтобы провод выходил снизу) и вырван ниппель камеры зацепившимся сучком во время брода.
   Все участники остались довольны данным походом и выразили желание продолжить заниматься велотуризмом. В ходе путешествия были выявлены определенные преимущества велотуризма перед пешеходным туризмом (нагрузки на организм меньше, а скорость передвижения больше).


   Рекомендации:
   1. По маршруту. При наличии времени маршрут можно удлинить, захватив участок «Шаля – с.Чусовое – ст.Усть-Тискос – п.Промысла». При этом можно посетить другие знаки «Европа-Азия» (например, близ п.Уралец, в д.Кедровка, близ п.Синегорский) и тем самым пересечь границу еще как минимум 2 раза. Можно постараться «собрать» по возможности большее число таких знаков, расположенных преимущественно в Свердловской области.
   Участок Ис-Нясьма - Старая Ляля можно заменить отрезком Ис – Черничный - Старая Ляля, поскольку обход газокомпрессорной станции «Нясьма» представляет некоторую трудность, особенно, при отсутствии навигатора и спутниковых снимков.
   2. По велосипедам. На наш взгляд, для путешествия подойдут любые горные велосипеды с числом передач от 18. Теоретически, возможно движение и на велосипедах типа «Турист», однако у них слабым местом являются колеса, и поэтому скорость на каменистых спусках придется сильно ограничивать и брать с собой достаточное количество запасных спиц.
   3. По срокам. Лучшее время для путешествия, по-видимому, июль-август, когда климатические условия наиболее благоприятны, в реках уже начинает ловиться рыба, а в лесах созревают ягоды и грибы. Вместе с тем на июль приходится пик активности гнуса, что может оставить неприятное впечатление о походе. В сентябре погода становится дождливой и холодной, хотя  можно попасть и на «бабье лето».

   7. Дневник похода.

Суббота, 28 мая 2005 г.
   Выехали из Перми на электричке до Чусовской в 11:20 местного времени. У Анвара оказался самый тяжелый рюкзак, правда, у него палатка, но зато у нас с Андреем продукты. Чтобы было не скучно ехать, взяли в дорогу пива. Очень удачно разместились в конце последнего вагона – большое купе без сидений, куда без проблем вошли все велики. Погода пока солнечная, но синоптики  вообще-то обещали всю предстоящую неделю дожди. В Чусовом сразу же пересели на электричку до Теплой Горы – она отправляется через 10 минут и стоит на соседнем пути. Правда, пива купить уже не успели, а билеты мы в Перми взяли до самой Теплой Горы. Едем. Погода начинает хмуриться, накрапывает дождичек. Уже подумываем, а не поехать ли по южному варианту – с Усть-Тискоса до Шали, - там вроде дорога получше должна быть, да и к электричкам поближе, но мы с Анваром все-таки решаем не менять планов (последнее дело – менять намеченный план), хотя Андрюха всячески уламывает нас на южный вариант.
   Приехали в Теплую гору, которая встретила нас проливным дождем. Пришлось сразу надеть непромокаемую одежду – у кого что было. Купили в магазине хлеб и пиво и выехали из поселка на новую асфальтированную дорогу, ведущую в сторону Промыслов. На часах – 18:50. Надо сказать, что по новой дороге до Промыслов дальше, чем по старой, но зато асфальт. В Промыслах свернули на грунтовку в сторону Медведки и Косьи. У меня перестал работать велокомпьютер – не считает импульсы от датчика (как выяснилось позже, промок). Дорога очень грязная, сначала даже думали, что мы тут завязнем, но ничего, ехать можно. Спасает то, что под грязью угадывается какой-то гравий или камни. Еще грейдер недавно прогреб по бокам канавы, что также добавило грязи. На подъезде к г.Колпаки дождь кончился. Мы с Анваром решили слазить на горку, а Андрюха отказался и поэтому остался сторожить велосипеды. На горе все в тумане, но иногда раздувает долину Койвы. Поднялись на смотровую площадку, сделали несколько снимков. Спустились, в 21:00 поехали дальше. В 21:20 были около отворота на Медведку. Нам направо, на Косью. Знак «Европа-Азия», который тут построили недавно, уже разрушили вандалы, от него остался только постамент и небольшой осколок от стелы. Дорога после отворота стала менее наезженной и, соответственно, менее грязной. Через некоторое время проехали отворот направо, после которого дорога стала вообще заброшенной и неезженной и двигаться от этого по ней стало значительно лучше. Кстати, когда я ездил на г.Качканар (давно), этого отворота не было. В 22:20 подъехали к р.Выя, где все и объяснилось – оказывается, мост через нее разрушен, поэтому здесь никто и не ездит. Решили, что бродить речку будем завтра утром, а сейчас встаем на ночевку. Палатку поставили прямо на дороге – единственное ровное место, все равно никто здесь не ездит. Кашу решили не варить, потому что уже стало темнеть, заварили лапши б/п, запили пивом и легли спать. За день прошли 29 км.


Увеличить Увеличить

 

Воскресенье, 29 мая.
   Встали в 8:30. С утра было ясно, но небо быстро затянуло, временами идет дождь. Перешли вброд р.Выю. Я взял с собой в поход сапоги, потому что не люблю ехать с мокрыми ногами. Засомневавшись, хватит ли мне высоты сапог, решил накидать в русло камней и по ним перейти. Так и сделал, правда, в самом конце брода немного черпанул воды. Андрей и Анвар – в кроссовках, поэтому просто перешли вброд. Поехали дальше, на часах – 11:00. Велокомпьютер у меня по-прежнему не работает. Временами показывается гора Качканар. Въехали в пос.Косья по главной улице, которая, как водится, носит имя Ленина. Здесь появился асфальт, который, правда, закончился сразу после поселка, не успев, как следует начаться. Магазин проехали, не останавливаясь – вроде бы ничего нам там не надо. У Анвара произошла небольшая авария – разогнавшись на спуске, он наехал на какую-то кочку и у него обломился кусок переднего крыла (его передняя часть). При этом он чудом избежал падения, поскольку обломок частично заблокировал переднее колесо. Я сначала не понял, что произошло, потому что на скорости пролетел мимо, а потом, уже на выезде из поселка мы с Андреем подождали Анвара, и он нам рассказал, что случилось. Погода стала налаживаться, стало тепло и ясно, правда дует сильный ветер, но пока попутный.
   На обед встали в 13:40, через километр после д.Шуркино, около ручья. Движение на дороге стало оживленней, видимо, стали появляться дачи. С обеда вышли в 15:20. Вскоре доехали до отворота на нежилой поселок Нясьма. Оказалось, что это шикарная асфальтированная дорога, а мы сомневались, что туда вообще идет дорога – поселок-то нежилой. Похоже, что там что-то есть (по крайней мере, на спутниковом снимке просматривается). Скорее всего, газокомпрессорная станция, поскольку рядом проходит газопровод. У меня снова заработал компьютер, видимо во время дождя датчик промок, а сейчас высох. Повернули на Нясьму. Машины исчезли, едем себе одни по отличному асфальту (а мы-то думали, что до конца похода его не увидим), вот только ветер стал встречным. Стало жарко. В 17:15 дорога уперлась, как и ожидалось, в газокомпрессорную станцию. Забор, проходная, дорога кончилась. Спрашиваем у охранника, как проехать на Ст.Лялю – отвечает что-то невразумительное, что дороги нет, нам не проехать, что если объезжать ГКС, то надо с запада. А зачем нам с запада, если нам на восток? Вообще, нам надо было выбраться либо на старую дорогу Нясьма – Ст.Ляля (но она может быть заросшей), либо непосредственно на газопровод, в надежде на то, что по нему идет какая-нибудь технологическая дорога. Короче, решили мы вернуться на 100м назад, там вроде был какой-то отворот на восток, в нужном нам направлении. Свернули мы на этот отворот, а он практически сразу же закончился, упершись в какой-то старый трубопровод, обмотанный чем-то черным. Пораскинув картами, мозгами и навигатором, пошли вдоль него на север и почти сразу же уперлись в территорию ГКС, правда уже без забора. Андрей предлагал идти прямо по территории ГКС, а мы с Анваром побоялись, что нас арестуют и стали продираться по краю, по буреломам. В конце концов вышли на какую-то заброшенную дорогу в северо-восточном направлении, которая через 1 км привела к чему-то недостроенному, вроде подстанции. Здесь поворот налево и через полкилометра еще одна недостроенная «подстанция». Обходим ее и выходим, судя по навигатору, на старую дорогу Нясьма-Ст.Ляля в непосредственной близости от разрушенного моста через М.Нясьму. Решили двигаться по ней, дорога не сильно заросшая, однако через 600м выходим на поляну с лужей, от которой прямо идет сильно заросшая бывшая дорога на Ст.Лялю, а налево - отворот в сторону газопровода. Решаем свернуть налево и через 200-300м выезжаем на просеку газопровода, а по ней идет шикарная гравийка. Нам опять везет. Едем по ней в сторону Ст.Ляли. Ветер опять попутный. Навстречу попалась всего одна легковая машина. Пора вставать на ночлег, но мест для стоянок нет. Решаем ехать до р.Ляля, но не доходя примерно 1 км до нее, дорога с газопровода сворачивает направо в лес, видимо, в поселок. Решаем ехать по ней, поскольку дальше по газопроводу дороги нет. Перед самой деревней отвернули налево, к реке, и выехали на берег Ляли в месте пересечения с газопроводом. Встали на ночевку в 20:00, на границе леса и просеки. За день проехали 80 км. После ужина ветер стих и прояснило, но стало холодно. Несколько раз по берегу проезжали местные жители на мотоциклах, видимо ездят на рыбалку.


Увеличить Увеличить

 

Понедельник, 30.06.
   С утра пасмурно, но сухо, временами выглядывает солнце. Вышли в 10:15. В деревне (или поселке) Старая Ляля, остановились на 20 минут – сходили в магазин, пополнили запасы продовольствия. Поднялись в гору и выехали на дорогу Новая Ляля - Павда. Неожиданно начался асфальт, правда через 10 км кончился и пошла неплохая, хорошо укатанная гравийка. Ветер встречный и холодный. В 13:50 подъехали к пос.Павда. Здесь купили пива на вечер и расспросили про дорогу на Кытлым. Выяснилось, что ей уже практически не пользуются, что на ней много воды (?), а в Кытлым ездят как-то в объезд, через Каменку. Посмотрели мы на карту и решили, что будем прорываться на Кытлым по старой дороге. В крайнем случае, пешком за пару дней дойдем. Но дорога оказалась лучше, чем мы ожидали. Вполне проезжая для велосипеда, только очень много луж во всю ширину дороги, которые иногда приходится обходить пешком. Анвар с Андреем иногда идут пешком, даже когда можно ехать, потому как крутить тяжело, грунт довольно мягкий после дождей. Просматривается след мотоцикла (который сопровождал нас до самого Кытлыма), других следов транспортных средств нет. На обед встали в 14:50, около ручья  в 5 км от Павды.


Увеличить Увеличить

  

   С обеда вышли в 16:00. Погода стала солнечная, тепло. Прошли несколько мелких бродов через речку и ручьи. Кое-где речка (ручей) течет прямо по дороге. Это р.Березовка и ее притоки. Пересекли газопровод. После него начинается лесосека, дорога полностью разбита трактором, грязи по колено. Тащим велики по грязи, кое-где по границе леса. Все это продолжается метров 500. Из проезжающей вахтовки на нас смотрят, как на идиотов. Дорога теряется, приходится спрашивать у лесорубов. Через пару километров отворот направо – хорошая гравийка, еще через 600 м – отворот налево (тоже хорошая гравийка). Дальше – много луж, и стали встречаться крупные камни, по которым трясет и поэтому приходится тормозить. На ночевку встали около 19:00 возле р.Кушвянка. За день проехали 57 км. Впереди виднеется г.Колпак, но она затянута облачностью. Прошел небольшой дождь.

Вторник, 31.05.
   С утра пасмурно и холодно. Горы затянуты. Поднимаемся на перевал. Андрей с Анваром почти все время идут пешком. На перегибе перевала я решил сходить на г.Колпак. Кстати, пошел снег. Решили, что Анвар с Андреем едут немного вперед и становятся на обед в подходящем месте, а я прячу велик, лезу на гору, спускаюсь и догоняю их на привале. В 12:50 стал подниматься, взял у Анвара навигатор, чтобы спуститься точно к спрятанному велосипеду. Когда поднялся наверх, как специально для меня раздуло окрестности, только Конжак и Косьвинский закрыты. Наверху жуткий холод, сильный ветер – кепку срывает, деревья заснеженные и заледенелые. Поснимал вокруг и скорей вниз. Триангуляционная вышка на вершине обрушена. Высота по навигатору – 960 м. В 14:40 спустился вниз, благодаря навигатору точно к велосипеду. Поехал вперед и через 1,7 км, уже на спуске с перевала, доехал до Анвара с Андреем, - они, оказывается, поставили палатку и решили здесь жить до завтра, а мне предоставляют всю оставшуюся часть дня лазить по горам. Сами же, надув свои матрасы, завалились спать.
   Я, пообедав, пошел на гору под названием Третий Бугор, которая расположена к востоку от дороги (а г.Колпак – к западу). На восхождение и спуск потратил 3ч.20мин. Когда залез на гору, налетела пурга – сильный ветер со снегом, видимость – 50м, пришлось прятаться за скалой и пережидать. Потом сходил на высоту 1040, которая никак не называется (по навигатору – 1050м). Наверху плато, поросшее мхом, по которому приятно ходить. Есть несколько скал-останцев. Опять все вокруг поснимал, в том числе и себя. Косьвинский камень полностью раздуло, а Конжак – не до конца.
   Вечером еще раз бегал вверх до границы леса поснимать закат.

Увеличить Увеличить

 

Среда,1.06.
   Переменная облачность, холодный северный ветер. Выехали в 10:20. Спускаемся с перевала очень медленно, на тормозах, так как дорога из крупных камней. Мелкую фракцию вымывает ручьями. Анвар вообще идет пешком – жалеет велик. На околице Кытлыма красивый вид Конжака. Сделали фото. На въезде в Кытлым пришлось перейти вброд р.Лобву, которая вся коричневая из-за работы драги. В Кытлыме подкупили продуктов, поскольку до конца походов больше магазинов не предвидится. При выезде из Кытлыма не сразу нашли дорогу на Усть-Тылай, поскольку все перекопано драгой. Нужно проехать левее драги, а затем свернуть направо. Дорога каменистая, похоже, ей не пользуются. Как потом узнали, на Косьву и в Усть-Тылай ездят по так называемой нижней дороге, которая идет по долине Косьвы и на которую как раз и попали бы мы, если не свернули направо за драгой. Зато верхняя дорога, по которой мы ехали, более живописная и на ней стоит знак «Европа-Азия».
   На обед остановились примерно в 6 км от Кытлыма. После обеда погода улучшилась, светит солнце. Дорога часто состоит из крупных камней, также попадаются лужи во всю ширину дороги и ручьи, текущие прямо по дороге. Проехали знак «Европа-Азия», сфотографировались около него. На спуске опять приходится тормозить из-за крупных камней. Подъехали к Усть-Тылаю. Стали думать, как ехать дальше – либо переправляться вброд через Тылай и искать дорогу по правому берегу Косьвы, обозначенную на одной из карт, либо переходить вброд Косьву и искать дорогу по левому берегу, обозначенную на другой карте, но в этом случае придется еще раз переправляться через Косьву, обратно на правый берег. Нашли брод через Тылай, на месте бывшего моста, правда  он совсем не наезженный (похоже, только одна машина переезжала), да и не факт, что это всего лишь протока, поскольку речка вся изрыта драгой. Решили перебродить Косьву и двигаться левым берегом. Правда, впоследствии оказалось, что это далеко не единственный брод, поскольку дорога идет практически посередине Косьвы, по насыпям, оставшимся от работы драги, и то и дело пересекая протоки. Я неоднократно заливал в сапоги воды, поскольку уровень выше сапог, местами выше колена. После каждого брода приходилось выливать из сапог воду. Преодолели мы, таким образом три брода и тут вдруг выезжаем к четвертому  и видим: река собралась в одно русло, посередине которого стоят две машины (Зил-157 и у него на тросу ГАЗ-66). Андрюха смеется: «Тут даже машины не могут проехать». Стоим в растерянности и тут вдруг из одной машины (ГАЗ-66 с фургоном) вылазят мужики и едут к нам на лодке (деревянной, с веслами) и просят о помощи: нужно отвезти канистру с бензином для машины, которая идет к ним на помощь из Кытлыма и у которой он, бензин, кончился. Мы соглашаемся, и за это они перевозят нас через реку. Это оказались рыбаки из Екатеринбурга, которые застряли тут 2 дня назад, нашли машину, которая их вытащит, но водитель той напился и тоже промахнулся мимо брода. Рыбы, кстати, они не поймали, потому что, со слов местных, сейчас не сезон. Пока Анвар отвозил бензин, мы с Андрюхой сидели у рыбаков в машине (в фургоне) прямо посередине реки и пили чай. А они нам в это время рассказали, что впереди еще 5 бродов через Косьву (на самом деле оказалось 6), но это все цветочки, а ягодки – это брод через Тыпыл, который даже они на машине не смогли проехать. Говорят, придется нам сидеть и ждать, пока вода не спадет, поднявшаяся после дождей в горах. Вскоре приехал Анвар и мы поехали бродиться дальше. Вода в реке ледяная, глубина по колено и выше, а на некоторых бродах еще и течение приличное, велосипед из рук вырывает. В общем, прошли мы 6 бродов через Косьву (последний был самым серьезным, в районе разрушенного моста), поняли, что через нее больше бродов не будет, так как дорога вышла на коренной правый берег, и решили встать на ночевку, тем более что прямо на дороге валялись наколотые дрова. Дрова остались от тех рыбаков из Е-бурга, поскольку они были напилены по размеру буржуйки, которая имелась у них в кунге. Вечером немного посушились. За день прошли 45 км. От Усть-Тылая дорога идет по реке на протяжении 7-8 км, на которых приходится всего 10 бродов. Кстати, так и не поняли, есть ли дорога по правому берегу от Усть-Тылая. Но, похоже, что все ездят здесь, по реке. В июле, наверное, особых проблем нет, - воды меньше и она теплее, течение слабее, а в это время в горах еще не все снега растаяли.

Увеличить Увеличить


Четверг, 2.06.
   Ночью был заморозок, - вода в котле замерзла. С утра ясно, тепло. Выехали в 11:00. В 11:40 были в Усть-Тыпыле. Посмотрели на брод и решили, что ничего страшного. Перебрели нормально. Я свой рюкзак отвязывал и одевал на спину, а велик вешал рамой на шею. Андрей с Анваром – брели как обычно, с великом под мышкой. Мне мой способ понравился больше, однако требует больше времени на отвязывание - привязывание рюкзака. Река довольно широкая, но неглубокая, с отмелями и островками. Прошли по заброшенному поселку под названием «Лесоучасток», где раньше жили заключенные (точнее, вольнопоселенцы) и поехали дальше. Где-то погремел гром, но дождя не было. Дорога гравийно-каменистая, уже довольно разбитая, так как после того, как ликвидировали зоны, ее никто не ремонтирует. Особенно пострадали мосты через речки и ручьи – как правило, все провалены. Непонятно, как здесь машины ездят. Кажется, даже «Урал» пройдет здесь с трудом, а ведь еще и «буханки», по слухам, ездят. На обед встали в 14:10 в районе порогов, где дорога подходит вплотную к реке. На стоянке – стол с лавками и табуретками. Сделал несколько фото порогов по пути и на привале. Хорошие места для рыбалки. Неплохо бы сюда съездить специально, порыбачить.
   С обеда вышли в 15:10. Дорога по-прежнему каменистая, на спусках приходится тормозить. Видели медведя, я сфотографировал его, но далековато и не резко получилось. Долго искали подходящее место для ночевки и в результате встали на окраине нежилой дер.Гашковка, на болотистом и кочковатом месте, около 20:00.
Дневной пробег 61 км.
Ночью была гроза, перешедшая в затяжной дождь, который шел до утра.

Пятница, 3.06.
   Утром встали – вокруг лужи. Поскольку погода плохая, решили сегодня ехать до Кизела – неохота спать еще раз в сырой палатке, хотя вчера собирались еще на два дня растянуть. На последнюю электричку до Перми должны успеть (идет в 19:20). Выехали около 12:00. Погода стала проясняться, стало тепло, но очень душно, высокая влажность. Ближе к Кизелу дорога стала хуже – в районе Семеновки (нежилая) был глинистый участок, забивало грязью. Похоже, тут дождь совсем недавно прошел. Дорога все время идет то вверх, то вниз. Анвар устал и сильно отстал от нас. От поселка Северный Коспашский до Кизела дорога из брусчатки (через Центральный Коспашский). Ехать по ней еще хуже, чем по грунтовке, приходится по обочине, которая вся изрыта ручьями или мягкая после дождя. Даже начали переживать, успеем ли на электричку. Успели. На станции были в 19:00. Дневной пробег 53 км.  Еще осталось время купить билеты и сходить в магазин за пивом и закуской.  В вагоне кроме нас, никого, поэтому доехали очень душевно.

 

Павел Багдонас



назад

 

Меню

 Велоклуб Мост

 Владимир Хромин





Appsmakerstore

Мобильное приложение Velo.Perm.ru
создано на Appsmakerstore

Новости Перми и Пермского края



Velo.Perm.ru


    Экстремальный портал VVV.RU  

 

© Велосипедисты Перми, 2006—2018
Разработка Сайт-мастер